Кто и почему
назвал их «лубочными» - не известно. Может потому, что картинки вырезали на
липовых досках (а липу тогда называли лубом), может потому, что продавали их в
лубяных коробах офени-коробейники, или, если верить московскому преданию, то
все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.
Именно
юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в XVII веке
вплоть до начала XX -го считались самым массовым видом изобразительного
искусства Руси, хотя отношение к ним было несерьезным, так как в высших слоях
общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали
простолюдины, самоучки, зачастую на серой бумаге, на радость крестьянскому
народу. Разумеется, о бережном сохранении лубочных листов тогда мало кто
заботился, ведь никому на тот момент в голову не приходило, что дошедшие до
наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской
народной живописи, в котором воплотились не только народный юмор и история древней
Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного
мастерства и красочной литературной иллюстративности.
Лубок – это
гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клеше. Изначально
картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских
хором, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным.
Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и
Владимиром. Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскраску
маленького ребенка, неумелую, торопливую, нелогичную по цвету. Однако среди них
встречается очень много картинок, которые ученые считают особо ценными,
рассуждая о прирожденном чувстве цвета художников, которое позволяло им
создавать совершенно неожиданные, свежие сочетания, недопустимые при
тщательной, детальной раскраске, и поэтому неповторимые.
Тематика
народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и
нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно
сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте
того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски
замаскированную жестокую политическую сатиру.
Со временем
менялась и техника лубка. В XIX веке рисунок стали делать не на дереве, а на
металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Изменилась и
цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче, переходя зачастую в
фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое время лубочные картинки были
духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как
газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей
стране, преодолевая немыслимые расстояния. К концу века лубочное творчество
исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.
Русский
лубок – это творения безымянных народных мастеров. Бурно развиваясь под клеймом
бездарности и безвкусицы, отмеченным высокообразованной частью русского
общества, сегодня он признан особой ценностью, является предметом
собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и
зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобразительного
искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.
Галина Щедрина
|