Николай Михайлович Карамзин (1 (12) декабря 1766, с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд,
Казанская губерния (по другим данным — с. Знаменское Симбирского уезда
Казанской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург), русский
историк-историограф, писатель, поэт. Почётный член Императорской
Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской
академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12,
1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России.
Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы»
(1802—1803). Сын отставного армейского офицера, он воспитывался в частном учебном
заведении и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку.
В 1784 или 1785 поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика
тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н. И. Новикова.
Четыре года спустя Карамзин отправился в долгое путешествие по Европе,
которое описал в Письмах русского путешественника. По возвращении
в Россию Карамзин основал «Московский журнал» (1791–1792),
литературно-художественное периодическое издание, где публиковал
сочинения современных западноевропейских и российских авторов. Повесть
Бедная Лиза (1792) принесла ему немедленное признание. В 1790-х годах он
был главой российского сентиментализма, а также вдохновителем движения
за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической
зависимости от церковнославянского богослужебного языка. Постепенно его
интересы переместились из области литературы в область истории. После
восшествия на престол в 1801 императора Александра I он основал новый
журнал «Вестник Европы» (1802–1830) – первый из многочисленных
российских литературно-политических журналов-обозрений. В 1804 ушел
с поста редактора, принял должность императорского историографа и до
самой смерти был занят почти исключительно сочинением Истории
государства Российского, первый том которой появился в печати в 1816.
Карамзин довел историческое повествование до начала 17 в., при этом он
использовал многие первоисточники, прежде обойденные вниманием
(некоторые до нас не дошли), и ему удалось создать интересную повесть
о прошлом России. В 1810–1811 Карамзин по личному заказу Александра I
составил Записку о древней и новой России, где с консервативных позиций
московского дворянства резко критиковал внутреннюю и внешнюю российскую
политику. Карамзин занял важное место в истории русской культуры
благодаря удачно сложившимся для него обстоятельствам, а также своему
личному обаянию и эрудиции. Истинный представитель века Екатерины
Великой, он сочетал западничество и либеральные устремления
с политическим консерватизмом. В журнале «Вестник Европы» ратовал
за усвоение Россией цивилизационного опыта Запада и, в особенности,
опыта новоевропейской философии (от Ф.Бэкона и Р.Декарта до И.Канта
и Ж.-Ж.Руссо). В идеях Просвещения Карамзин видел окончательное
преодоление догматизма и схоластики Средневековья. Критически оценивал
крайности эмпиризма и рационализма, подчеркивая познавательную ценность
каждого из этих направлений и решительно отвергая агностицизм
и скептицизм. В 1790-е годы Карамзин обращается к проблемам
исторического знания, методологии истории. Первоначально для него был
характерен исторический оптимизм и вера в неизбежность социального
и духовного прогресса. Но уже в Письмах Мелодора и Филалета (1795),
сопоставляя концепцию исторического круговорота Дж.Вико
и прогрессистскую модель И.Гердера, Карамзин ставит под сомнение идею
автоматического прогресса и усматривает в истории «вечное смешение истин
с заблуждениями и добродетели с пороком». Один из основных
и принципиальных тезисов Карамзина: «Историк не летописец», он обязан
стремиться к пониманию внутренней логики происходящих событий, должен
быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить
оправданием искажения исторических фактов. Умер Карамзин в Петербурге 22 мая (3 июня) 1826
|